Пантеон Караминес, Испания изображающий лестницу святого ЯковаПантеон Караминес, Испания изображающий лестницу святого ЯковаПантеон Караминес, Испания изображающий лестницу святого ЯковаПантеон Караминес, Испания изображающий лестницу святого ЯковаПерила памятника в стиле модернПерила памятника в стиле модернПантеон Караминес, Испания изображающий лестницу святого ЯковаПантеон Караминес, Испания изображающий лестницу святого ЯковаПантеон Караминес, Испания изображающий лестницу святого ЯковаПантеон Караминес, Испания изображающий лестницу святого ЯковаПантеон Караминес, Испания изображающий лестницу святого ЯковаПантеон Караминес, Испания изображающий лестницу святого ЯковаПантеон Караминес, Испания изображающий лестницу святого ЯковаПантеон Караминес, Испания изображающий лестницу святого ЯковаПантеон Караминес, Испания изображающий лестницу святого ЯковаПантеон Караминес, Испания изображающий лестницу святого ЯковаПантеон Доктору Роберту в стиле ар-нувоПантеон Доктору Роберту в стиле ар-нувоПантеон Доктору Роберту в стиле ар-нувоКованные элементы памятника в стиле модернКованные элементы памятника в стиле модернКованные элементы памятника в стиле модернКованные элементы памятника в стиле модернКованные элементы памятника в стиле модернКованные элементы памятника в стиле модернКованные элементы памятника в стиле модернКованные элементы памятника в стиле модернКованные элементы памятника в стиле модернПамятник, скульптор Энрике Кларасо, изображающий Бога и землю, кельтская символика.Памятник, скульптор Энрике Кларасо, изображающий Бога и землю, кельтская символика.Памятник, скульптор Энрике Кларасо, изображающий Бога и землю, кельтская символика.Памятник, скульптор Энрике Кларасо, изображающий Бога и землю, кельтская символика.Кованный памятник в стиле модернКованный памятник в стиле модернКованный памятник в стиле модернКованный памятник в стиле модернКованный памятник в стиле модерн

 Весной случайно удалось попасть в Испанию. Из двух недель отпуска два дня провел на горе Монтжуик. Красивейшее место. Исторических памятников, наверное, больше, чем во всей Барселоне. Интересно, что сами испанцы, даже которые работают неподалеку, не знают, где расположено это кладбище. Причем это не из вредности. Испанцы всегда рады помочь и подсказать туристам. Мне вообще показалось, что жители Барселоны воспринимают себя как актеров, на фоне этого старинного города - декорации. Так вот, никто не знал, где расположено кладбище, хотя оно находилось в прямой видимости, на холме. Возможно это из за несколько легкомысленного отношения испанцев к смерти. Отыскать кладбище удалось соверщенно случайно, дело в том, что на карте приблизительно в этом месте крепость. И само кладбище с высокими каменными нишами издали выглядит как крепость. К его входу вывела узкая тропинка между спортивными площадками Олимпийского стадиона.

На кладбище Монтжуик вела узкая тропинка в сторону от Олимпийского стадиона

Погода для фотосъемки была почти идеальная пасмурно и вместе с тем достаточно светло. Не люблю фотографий памятников при ярком солнечном свете, в этом случае они подобны дамам в вечернем платье и макияже в будний день на улице. Не смертельно, но несуразно. Время от времени с моря налетал дождь, приходилось пережидать в склепах. Вообще фотографировать на кладбище не разрешается. Не знаю почему, на кладбище множество табличек, поясняющих, что это и это захоронение - памятник архитектуры. Еще один момент, в Испании объявлен фотоконкурс на лучшую фотографию испанских кладбищ. Учредители фотоконкурса - администрация кладбищ. Так что это противоречие осталось для меня невыясненным. Если приехать с утра, за немногочисленными посетителями следят охранники. Автомобили охраны белые, с зелеными капельками. При мне один обозревал окрестности из окна автомобиля, заехав на холм а, другой, "яки тать в нощи" бесшумно, с выключенным двигателем, спускался с холма на скутере. Если охранники видят в руках фотоаппарат, подъезжают и смотрят в упор, пока не уберете. Других санкций ко мне не применяли, но все равно не очень приятно. Зато с 14 часов уже никого не было, сиеста. Кладбище огромное, за полтора дня сделал 900 снимков, но все равно этого времени не хватило, чтобы сфотографировать и осмотреть все как следует. Кладбище является памятником эпохе, очень много величественных могил и мавзолеев семейств, наживших состояния на переработке хлопка.
Когда проезжали мимо горы Монтжуик (из аэропорта в отель), гид сказала, что кладбище, основанное в 1883 году закрыто для новых захоронений. Ничего подобного. В выходной, действительно, никого не хоронили, а в понедельник роскошные катафалки сновали туда-сюда, а ближе к вечеру потянуло дымком из старинного мини-крематория. На этом кладбище, как и во многих европейских странах, места сдаются в аренду на 15, 25, 50, 100 лет. В Испании, а также в некоторых провинциях Италии гробы не зарывают в землю, а кладут в ниши в каменных стенах, возможно, это связано с тем, что во многих местах вместо земли гранит, копать который не очень легко. Чтобы притупить запах разложения, на кладбище высаживаются травы: тимьян, розмарин, лаванду. На этом барельефе изображено, как, по мнению родственников усопшего душа покидает нишу в каменной стене.

Душа вылетает из ниши в каменной стене

 По прошествии указанного срока, кости вытаскивают и перезахоранивают где-то, освободившееся место занимает другой покойник. Есть ниши для одного гроба, есть многоэтажные, на семью, а также можно взять в аренду целый склеп, на несколько поколений.

Место для захоронения в несколько этажей
Место для захоронения на Испанском кладбище Склеп для нескольких поколений

Территория кладбища содержится в образцовом порядке, ровные чистые дорожки, потрясающие огромные вечнозеленые деревья, в основном кипарисы. Деревья, которые не сбрасывают листву символизируют вечность. Напротив, фруктовые деревья считаются совершенно неуместными, возможно из за коннотации с проступком Евы в райском саду. Такие растения, как кактусы, сажать тоже не принято, чтобы не возникало ассоциаций с тем, что смерть это нечто плохое, колючее, злое.
Некоторые памятники, представляющие всемирную культурную ценность, разрушаются.

Некоторые памятники со временем разрушаются Памятник с изображением ангела - мальтийский крест

Я видел, что на некоторых кладбищах в Европе над такими памятниками ставят стеклянные "аквариумы", но они очень портят вид и непонятно, что делать. У этого памятника, который был возведен в 1903 году сильно разрушился саркофаг из песчаника и мальтийский крест совершенно осыпался, но ангел в лучшем состоянии, так как изготовлен из мрамора. Конечно, весьма жаль что следующие поколения не смогут увидеть некоторые скульптуры, но само разрушение памятников символизирует тленность всего сущего. Возможно поэтому сто и двести лет назад, когда язык символов имел большее значение, для строительства ритуальных сооружений редко использовали гранит, в основном песчаник или мрамор.
На этом кладбище очень много скульптур ангелов. Посланники бога сообщают человеку о том, что ему "пора" и помогают душе подняться на небеса. Очень интересна стилистика. Причудливо переплетаются между собой готика, классицизм и модерн, огромные состояния хлопковых магнатов плюс талант скульпторов. Иногда взаимное проникновение стилей случается встретить в одной работе. Скажем, у скульптуры в классическом, романском стиле подол платья украшен орнаментом модерна. В большинстве случаев это хорошо. Дело в том, что при изготовлении каких либо бытовых предметов и даже в архитектуре автор мог позволить себе быть легкомысленным, даже сделать безвкусную вещь, рынок, на волне увлечения новым стилем проглатывал все, но к изготовлению памятников, чувствуется, подходили серьезнее. И на Монтжуике можно встретить сооружения, о которых удивляешься, как только покойный выдерживает лежать под этим, но в большинстве случаев это в меру эклектичные вещи, вобравшие в себя лучшее от классицизма, готики, Каталонского модерна, так как за этими произведениями стоит талант скульпторов, среди которых я бы выделил Энрик Кларасо (Энрике Кларазо), Торрас Хосе Лимон, Мартинес Фортуна, Антонио Вила де Пальмес. Зачастую бывает, что уже ничего не известно о захороненных людях, но сохранилось имя архитектора или скульптора, который трудился над изготовлением захоронения.

Скульптура ангела в неоклассическом стиле. Архитектор Антонио Вила И Пальмес, скульптор Мартинес Фортуна.

Пантеон со скульптурой ангела в неоклассическом стиле

Несмотря на имя, высеченное на пантеоне, Уррита и Ролдан, ничего не известно об этом человеке. До того, как побывать на этом кладбище, я видел фотографии этого памятника, хотелось обязательно увидеть его. Этот пантеон, несомненно, производит впечатление, хотелось сказать "Вот оно!". Но мне не вполне понравились три момента в этой работе. Не совсем сочетаются между собой классические колонны и поручни в стиле арт-деко. Между пантеоном и стеной колумбария очень небольшое расстояние, перед этой работой, несомненно, должна быть, хотя бы небольшая, площадь. И анатомические характеристики ангела. У него такой, не сказать толстый, но большой живот, что трудно поверить, что ему удастся взлететь при помощи своих крыльев. Скорее всего, у скульптора не было более подходящей модели. Одно из крыльев  расположено не вполне естественно. Но в общем, эта работа очень красива и величественна.

Захоронение в готическом стиле. Характерно тем, что на нем вообще не указано, кому оно предназначено.

Памятник в готическом стиле
Элементы готического памятника

Однако на памятнике такое большое количество элементов, что я предполагаю, что имя вполне могло быть зашифровано среди
этого разнообразия персонажей и знаков.

Скульптор Энрике Кларасо (Дорик Кларазо), статуя под названием Memento Homo, человек, роющий могилу.

Статуя человека, роющего могилу Скульптура Энрике Кларасо на кладбище Монтжуик

Это самая любимая, по его словам, работа автора, символизирует напрасные стремления человека к богатству и славе, ведь все что мы делаем, по большому счету, роем себе могилу. Скульптор был удостоен золотой медали за эту работу на всемирной выставке 1900 года. Копия скульптуры находится в музее Сарагосы. С течением времени скульптура претерпела изменения. Раньше она стояла под деревом и на земле, что придавало занятию этого человека большую естественность. Кроме того, у памятника изменились хозяева, на могильном камне появилось другое имя. В 2002 году у скульптуры похитили заступ, он был заменен.

Из современных памятников запомнилась вот эта скульптура, характерна тем, что на лице этого существа отсутствует рот. Возможно, автор хотел сказать, что мы помним образ ушедшего человека, но не имеем возможности с ним поговорить.

Современная кладбищенская скульптура

Интересная история произошла в первый вечер пребывания в этом месте. Когда собрался уходить, выяснилось, что сдвижные ворота, через которые вошел, заперты. Только теперь заметил рядом с воротами надпись, кладбище закрывают в пять часов. Перелезть нельзя, высота метра три-четыре, поверхность из гладкого материала плотно входит в паз. Наверное сделали так надежно, чтобы местные готы и сатанисты не лезли ночью. Вокруг ворот стены колумбариев еще выше. Живых никого нет. Пришлось повернуть в обратную сторону. Когда шел назад, показалось, что кладбище как бы увеличилось в размерах. Где, с противоположной стороны, должен начинаться забор, вдаль уходили памятники. Поразмыслив позже, пришел к выводу, что возможно, кладбище имеет неправильную форму и если взять чуть чуть в сторону оказываешься в другом, более широком месте, тем более что идти приходится не по прямой, а петлять по каменным террасам. На кладбище очень много чаек, они высиживают яйца на вершинах колумбариев. Днем они недовольно ворчали, когда проходишь мимо, а к вечеру озверели. Пикировали, норовя прикоснуться к голове когтистыми ластами. Это издали чайка выглядит как белое пятнышко, вблизи они размером с раскрытый зонт, с желтоватым, загнутым как ноготь старика, клювом. И еще. Не всегда чайки кричат, как чайки. Рассерженная зверюга издает вопль, напоминающий крик испуганного ребенка. Недавно узнал, что у человека есть область в мозгу, распознающая именно детский крик, так что эта тварь знает как пронять. В конце концов нашел с противоположной стороны частично разобранный колумбарий, через который удалось проникнуть наружу. Но все равно осталось странное ощущение, как у торговца зеленью в фильме "Амели".

Автор : Вадим Бурковский.